Мы знаем: пока мы наслаждаемся жизнью, познаем ее прелести, надеваем красивую одежду, едим вкусную пищу, спим на мягкой постели, смерть настигнет нас, застанет врасплох, нас окутают в саван, положат в тесную, глубокую яму. И когда душа вернется в тело, если мы не ответим верно на вопросы Мункар-Накира, могила нас сожмет и начнутся могильные муки. Чтобы так не случилось, нам велено по чаще думать о смерти, говорить о ней, представлять ее.
После сотворения Адама (мир ему) ангелы заметили, что его зуррият (потомство) увеличивается, и сказали Всевышнему, что скоро детям Адама (мир ему) на земле не будет хватать места. Всевышний сказал: "Я ниспошлю им смерть, что уменьшит их число". Тогда ангелы сказали: "Если они будут знать о том, что смертны, они не будут радоваться жизни". Всевышний ответил: "Я увеличу их надежду, и этим они забудут о смерти". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если бы животные знали о смерти то, что знают дети Адама (мир ему), дети Адама (мир ему) никогда не ели бы жирное мясо".
Знать о том, что ожидает нас после смерти, и не думать о ней — это и есть надежда, в результате которой ослабевает иман. Если иман несовершенный, человек не боится смерти, даже вспоминая о ней. Кто помнит о смерти и сильно боится ее, тот не может думать больше ни о чем. Душа всегда занята тем, чего боятся или любят. К примеру, если заключенному, которому в следующий день отрубят голову, предложить вкусную пищу и удобную постель, он не обратит на это внимание, на сердце ему не будет спокойно, он не сможет сомкнуть глаз.
Поэтому лучшим способом напоминания о смерти человеку, который не боится и не думает о ней, является запоминание того, что способствует не забывать о смерти. Необходимо представить смерть знакомых умерших людей, их похороны, какими они были в жизни, как они наслаждались мирской красотой, как остались вдовами их жены, как их красивые лица съедят черви и многое другое. Если человек часто будет ходить на кладбище, думать об умерших, он будет часто думать и о смерти, станет готовиться к ней и у него погаснет любовь ко всему мирскому.
Когда одного человека спросили, почему он так часто ходит на кладбище, он ответил: "Это мои любимые соседи. Они напоминают мне, куда я в конце приду, и не сплетничают обо мне, когда я ухожу".
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Я говорил вам, чтобы вы не ходили на кладбище. А теперь знайте: я говорю вам, чтобы вы ходили на кладбище, это утончит ваши черствые сердца, напомнит вам о смерти, заставит вас прослезиться".
Перед смертью все равны. Если бы все заканчивалось смертью, то для каждой души смерть была бы благом. Но забыть о ней заставляют опрос Мункар-Накира и последующие муки.
Взглянув на умершего, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) задумался и сказал: "Ты посмотри на умершего, я надеюсь, что это опечалит твое сердце. Грустный человек в Судный день будет в тени Престола Всевышнего, и его ожидают все блага".
Если на человека, позабывшего о смерти, действует какое-нибудь наставление, на него также подействуют и раздумья о смерти при виде умершего. Но для людей с черствыми сердцами это не будет иметь большого значения. Они думают, что все время будут хоронить других, а того, что их тоже когда-нибудь похоронят, они и в мыслях не допускают. Видя каждый день умерших и не придавая этому значение, они думают об умерших с сожалением, что те покинули этот мир. Но не думают о том, что ждет умершего там, каким бы жестоким умерший не был. Оплакивая умершего друга, знай, что завтра и ты последуешь за ним, бойся мук, которые ожидают тебя.
Умерший (в вере) человек освободился от трех больших бед:
1. Страха видеть лицо Малакуль Мавта, который забирает души;
2. Мук смерти;
3. Страха умереть неверующим.
При виде умершего некоторые говорят: "Он был хорошим человеком, мы тоже умрем, как он", и забывают про смерть сразу же после похорон. Они подобны стаду овец, пасущихся на траве, которое при виде волка убегает, а после того, как волк исчезает из виду, продолжает мирно пастись.
После смерти душа человека вплоть до Судного Дня находится в мире, который называется Барзах. Положение душ людей там неодинаково, т.е. счастливые и несчастные пребывают в разных местах. Ибн Хаджар говорит, что души мусульман находятся в Иллиййин, а души неверных - в Сиджджине.
Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда похоронят человека, то подходят к нему два ангела черно-синего цвета, одного зовут Мункар, а другого – Накир. И они спрашивают его: «Что ты говорил о Мухаммаде (мир ему)?». Тогда умерший скажет правду. Если был верующим, то произнесет: «Он – раб Аллаха и Его Посланник. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его раб и Посланник». На это ангелы говорят ему: «Мы знали, что ты так ответишь». Затем его могила расширяется 70 на 70 локтей и освещается. Затем они скажут ему: «Спи!», и он уснет, как молодожен, которого никто не будит, кроме самого любимого в его семье, до того времени, пока Аллах не воскресит его с ложа» (Ибн Хиббан).
Кроме того, со слов Посланника (мир ему и благословение) известно, что неверующим после смерти утром и вечером показывают Рай и Ад. Их могилы сжимается так, что ребра заходят друг за друга.
В хадисах, приводимых у Бухари и Муслима, сообщается, что Мункар и Накир бьют неверующих железным молотом в затылок, и «он кричит так, что его возгласы слышат все, кроме людей и джиннов». Также немусульмане испытывают и другие мучения после смерти до Судного Дня.
Поэтому дорогие братья следуйте заветам Аллаха и его посланника, вы обретёте счастья в этом мире и в будущем! Ведь сказал Всевышний Аллах: «поистине этот мир всего лишь временное пребывание (наслаждения), а ахыйрат лучше чем этот мир и вечен» Так же пророк Мухаммад (да прибудет над ним мир) сказал: «чаще вспоминайте смерть разрушительность наслаждений» Да укрепит Аллах наш иман и возвысит наши степени как в этом мире так и в вечном (ахыйрате). Амин
имам мечети "Нурулла" Тимергали хазрат Юлдашев
|