Это величайший мусульманский богослов, выдающийся знаток хадисов, знаменосец Сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) — Шихабуддин Абу аль–Фадль Ахмад ибн Али ибн Мухаммад ибн Али ибн Махмуд ибн Ахмад, известный как Ибн Хаджар аль–Кинани, аль–Аскаляни, аш–Шафии. Он родился в Египте в месяце шаабан в 773–ем году по хиджре. Рос он сиротой, так как его родители умерли, когда ему не было еще и 4–х лет. По завещанию его опекуном стал известный купец Закийюддин Абу аль–Бакр аль–Харуби.
Он с первого дня начал усердно заботится о мальчике. Отдал в школу, когда ему было 5 лет. В 9 лет Ибн Хаджар уже знал наизусть Коран. В 784–ом году хиджры, когда ему было 11 лет в сопровождении своего опекуна, он отправился в достопочтенную Мекку на паломничество. Там он регулярно посещал уроки авторитетных ученых–богословов. По возвращении в Египет в 786–ом году он выучил наизусть такие богословские труды, как «Умдат аль–ахкам» имама аль–Макдиси, «аль–Мухтасар» имама Ибн аль–Хаджиба об основах фикха, «Милхат аль–иъраб» имама аль–Харави, «Альфия» имама аль–Ираки, «Альфия» имама Ибн Малика, «Танбих» имама Ширази по фикху имама Шафии, а также многие другие сочинения. В 777–ом году он был слушателем при чтении «Сахиха» Абу аль–Фараджем аль–Гиззи.
Учеба
Ибн Хаджар выделялся среди своих сверстников сильной памятью и быстрым заучиванием. Известно, что он за день выучил суру «Марьям» полностью. Также ему довелось учить Коран с таджвидом под руководством лучшего специалиста того времени, шейха Шихаба аль–Хувайти. Несколько богословов обучало его правописанию. Из–за большой тяги к знаниям он начал арендовать книги и брать их взаймы. После смерти своего опекуна аль–Харуби 787–ом году некоторое время Ибн Хаджар занимался торговлей. Когда ему исполнилось 19 лет он начал интересоваться литературой.
В жизни Ибн Хаджара 793–й год считается особенно милостивым так как Всевышний Аллах привил молодому Ахмаду любовь к хадисам, и он бросил все силы на их изучение. Его шейхом и учителем в этой специализации был Зайнуддин аль–Ираки самый лучший специалист по хадисам того времени. Десять лет, которые он провел рядом с Зайнуддином аль–Ираки, считаются особенно важными в его жизни. В поисках изучения хадисов он посещал уроки и лекции знатоков хадисов в Египте, Хиджазе, Шаме и Йемене.
В Египте 797–ом году он поехал в Александрию и встретился с тамошними мухаддисами Шамсуддином аль–Джузари, также с Ибн аль–Фарратом, Ибн Сулайман аль–Фишем, Ибн аль–Бурием и другими учеными, как об этом он написал в своей книге «Дурар аль–мазийя фи фаваид аль–Искандарийя». В месяце Шавваль 799–го года Ибн Хаджар направился в сторону Хиджаза и поблизости от места под названием Тур встретил нескольких ученых из которых Разийю Забиди, Салах аль–Акфахаси, Наджм аль–Марджани и прочитал с ними хадисы.
В Йемене Ибн Хаджар встретился с известным факихом Ибн аль–Хайятом Шафии и получил очень много пользы. А в Забиде он поучился у Ибн Абдуссамада аль–Джабарти и Ахмада ибн Абу–Бакра Нашири, который был муфтием тех мест. Также он брал уроки у Шарифа ибн аль–Мукирри, который был известным ученым в области арабского языка, литературы и фикха. Там же в Забиде он встретился и с Аль–Мадждем Файрузабади и получил от него стилистику языка и ныне известный во всем мире толковый словарь арабского языка «аль–Мухит».
В своем путешествии в Шам в 802–ом году, из которых 100 дней он провел в Дамаске Ибн Хаджар встретился с большим количеством ученых от которых он получил огромные знания и пользы. Таких учителей как у него еще ни у кого не было в одном веке в том смысле, что его учителями были самые великие ученые того века. Это были главные специалисты в каждой области исламских наук.
В присутствии Аль–Бурхана Танухи, специалиста по чтениям он читал наизусть часть Корана в семи чтениях. У Зайнуддин аль–Ираки, специалиста по хадисам он учился наукам хадисов. У Нуруддина аль–Хайсами, специалиста по хадисам он учился, как заучивать тексты хадисов. Также его учителями по разным специальностям были Сирадж аль–Былькыни, Ибн аль–Мулаккин, аль–Изз ибн Джамаа, аль–Маджд Файрузабади, аль–Амари, аль–Бадр аль–Муштаки, аль–Маджд Ширази, аль–Гумари, аль–Мухиб ибн Хишам. В общих чертах как сообщают ученые, он учился и получил разрешение у 600 шейхов. Признав глубокие познания Ибн Хаджара ученые разрешили ему преподавать священный Коран и хадисы, писать книги и издавать фетвы.
Семья
Первый раз Ибн Хаджар женился 798–ом году, когда ему было 25 лет на девушке из известной и образованной семьи, дочери высокопоставленного чиновника и военного министра Каримуддина Абдулькарима. Он уделял много внимания ее обучению. Учил ее у Зайнуддин аль–Ираки и других известных имамов.
Она получила от разных ученых–хафизов разрешение на преподавание (иджаза). Ибн Хаджар в 815–ом году повез ее с собой на хадж и в присутствии мужа, она там читала хадисы. У нее так же учились и многие известные люди. Она родила Ибн Хаджару пять дочерей. Ибн Хаджар и жена очень сильно уважали друг друга. Он женился во второй раз в надежде на рождение мальчика, но родилась девочка.
Прожив недолго, девочка умерла, и он развелся со второй женой. Женившись, третий раз у него ничего не изменилось, но, женившись, четвертый раз Всевышний обрадовал его сыном. Когда тот вырос, Ибн Хаджар усердно занялся его образованием. Научил наизусть Корану. Также заботясь об учебе сына, он написал книгу «Булюг аль–марам мин адилляти аль–ахкам».
Ибн Хаджар преподавал в нескольких самых известных школах. Он читал проповеди в аль–Азхаре, кафедральной мечети Амра ибн аль–Аса и многих других местах и был известен как прекрасный оратор. Среди его учеников было очень много признанных ученых.
Более двадцати одного года Ибн Хаджар был судьей и занимался юриспруденцией исполняя свои обязанности по всей справедливости. Так же он был назначен для издания фетв. Вначале он выполнял обязанности судьи в Египте, а затем — в Шаме. Долгое время он отказывался от поста верховного судьи, однако 12 числа месяца мухаррам 827–го года по хиджре ему пришлось занять этот пост. Спустя некоторое время он подал в отставку, но ему еще семь раз приходилось занимать этот важный пост.
Но ничто и никогда его не отвлекало от преподавания. Он считал, что это самое важное дело в жизни человека. Последний раз он подал в отставку в 852–ом году. Это был тот самый год, когда скончался этот наш великий ученый.
|