Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Мечеть в культуре Ислама
Мечеть в культуре Ислама
Мечеть – это, прежде всего, сакральное место ежедневного общения с Аллахом.
Первая мечеть (от араб. "масджид" – место поклонения) была построена в 622 г. в Медине - втором священном городе Ислама.

nullПророк (САС), приехав в Медину, сказал: «Истинно Ибрагим объявил Мекку священной и обратился к Аллаху с молитвой за нее, а я объявляю Медину священной, как объявил Ибрагим Мекку священной». (аль-Бухари и Муслим)

Прототипом всех мечетей служила Мединская мечеть, сооруженная еще при жизни Мухаммада (САС). Она была построена из глиняных кирпичей, пальмовых ветвей и листьев.
Мечеть представляла собой открытый, с четырех сторон обнесенный стеной участок из необожженного кирпича. В северной, обращенной к Иерусалиму стороне на столбах из пальмовых стволов был сделан навес для защиты молящихся от солнца.
В этом сооружении уже были заложены основные элементы композиции мечети: открытый прямоугольный двор и прототип будущего колонного зала, ориентированного первоначально к Иерусалиму, а позднее - к Мекке, признанной главным Священным городом мусульман.

Оформление стиля мечетей связано, прежде всего, с интенсивным городским строительством. Расширяя границы своего государства, мусульмане включали в него земли с традициями греческой, римской и иранской культур. 

Архитекторы халифата, осваивая и перерабатывая местные традиции, строили великолепные благоустроенные города в Ираке, Иране, Египте, Тунисе, Марокко, Испании, Сирии. Утонченный вкус и изящество, свойственные городской культуре раннего Ислама, признают все ученые-арабисты, справедливо отмечая ее более высокий уровень по сравнению с европейской.

Со временем города застраивались библиотеками, медресе, дворцами, фонтанами, водопроводами. Многообразная, наполненная событиями жизнь мусульман, так или иначе, вращалась вокруг мечети, являвшейся духовным центром любого города. 

Приверженцами Ислама становилось все больше людей, соответственно потребовались молитвенные дома, которые вмещали бы большое количество верующих.

Первоначально в каждом мусульманском городе была только одна мечеть, посещать которую из дальних концов города становилось все труднее, и со временем появились малые, квартальные и сельские мечети. 

В дальнейшем, в больших городах появилось несколько соборных и сотни малых мечетей (в Дамаске - 241, в Кордове – 700). Арабоязычные географы Х в. отмечают, что соборные мечети возводятся и в некоторых больших селениях. 

В Исламе основными считаются три мечети: аль–Харам ("Запретная") в Мекке, Мечеть Пророка (САС) в Медине, аль–Акса ("Удаленная") в Иерусалиме. Все остальные молитвенные дома делятся на две категории – соборные пятничные и квартальные мечети.

Пророка (САС) как-то спросили: «Какая мечеть была установлена на земле впервые? Посланник Аллаха ответил: "Мечеть аль – Харам (запретная)".
- А затем какая? 
Он ответил: "Мечеть аль-Акса".
- Какой промежуток времени между ними? 
Посланник Аллаха (САС) ответил: "Сорок лет, и где бы ни застал тебя час молитвы, это место для тебя - мечеть". (Муслим)

Возведение мечети, как богоугодное дело, щедро субсидировалось властями и частными пожертвованиями. Ведь как сказано в хадисе «когда кто-то строит мечеть, желая этим достичь довольства Аллаха, Аллах строит для него дворец (замок)в Раю». 

Со временем появились разные архитектурные типы мечетей. Независимо от особенностей, подчиненных четкой, точно разработанной системе, мечеть создает особое пространство общения с Аллахом, настраивающее на созерцание, тишину и одиночество. Неслучайно другое название мечети "бейт Аллах" - "дом Аллаха".

С помощью минаретов мечеть символически объединяется с окружающим миром, с простором неба, с городским пейзажем. С минарета верующие пять раз в день приглашаются на молитву с помощью призыва – азана, текст которого неизменен уже более 1400 лет. В городах эти башни, то исчезая из поля зрения, то приближаясь, играют роль главных ориентиров. 

Внутреннее пространство мечети имеет свою строгую логику. В каждой мечети находится михраб - ниша, всегда ориентированная в сторону Мекки. Она указывает верующим сторону, к которой надо обращаться лицом во время молитвы. В больших мечетях таких ниш несколько. 

Правее михраба обязательно располагается возвышение с лесенкой - минбар, откуда читается пятничная проповедь. 
Мусульманские художники, считаясь с запретом на изображение всего живого, передавали идею бесконечности и неделимости Аллаха через узоры, основанные на растительных и геометрических мотивах, и арабески – каллиграфические надписи, которые, повторяясь, создают единое декоративное поле. 

Главный купол и минареты могли быть зеленого, голубого, синего цветов. В культурах многих народов мира эти цвета наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. Психологи считают, что синий, например, связанный с мягким, легким и обдуманным устройством жизни, оказывает на людей сдерживающее воздействие, настраивает на задумчивость. 

Социальные функции мечети как главного общественного центра широки: здесь вершилось правосудие, хранилась, как, например, в Египте и Сирии, государственная казна, и перераспределялись в пользу неимущих собранные налоги.

В периоды войн и неприятельских набегов двери мечетей распахивались, спасая женщин, стариков и детей. В мусульманских странах до сих пор мечети покровительствуют благотворительным учреждениям – больницам, приютам.

Крупные мечети всегда становились местом, где получали солидное образование. Каждая более или менее значительная мечеть имела библиотеку, ибо многие халифы, султаны и влиятельные вельможи считали за честь завещать свои книги мечетям.
   
 
islamonline.ru

Категория: Мои статьи | Добавил: nurullah (05.04.2009)
Просмотров: 2153 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
1
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [19]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 106
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
Мини-чат